Пение птиц

У птиц звуки возникают в горле, почти так же, как у людей. Но их голосовой аппарат (сиринкс) находится в нижней части трахеи (нижняя гортань), тогда как у человека - в верхней (верхняя гортань). У таких низкоголосых птиц, как американский журавль и лебедь-трубач, трахея очень длинная - 90-120 см. У европейского белого аиста вообще нет голоса, поскольку у него отсутствует голосовой аппарат.

Большинство птиц поют по утрам или вечерам, а днем молчат. Козодой кричит в сумерках, пересмешники и соловьи поют ночью. Для тренированного человеческого уха пение каждого вида птиц так же специфично, как и внешний облик. Те, кто наблюдает за птицами, умеют по звуку распознать некоторые виды мухоловок, которые зрительно неразличимы.



Почти у всех видов птиц самцы поют выразительнее самок. Пение самец заявляет свои права на определенную территорию, для чего иной раз повторяет песню тысячи раз на дню, прыгая с ветки на ветку по своим владениям. Пение достигает своего пика непосредственно перед периодом размножения, а с его окончанием большинство птиц перестают петь.

Для человека пение служит средством общения разве только в искусственных ситуациях, вроде мюзикла или оперы, но и у птиц оно не служит для «бытового» общения. Например, когда птицы ссорятся, зовут птенцов, просят есть, они общаются прежде всего при помощи призывных сигналов. Эти сигналы помогают им не отбиться от стаи. Звуковая коммуникация - будь то пение или призывные сигналы - особенно важна в лесу, где зачастую гораздо легче услышать, чем увидеть.

 

Почему птицы не падают с ветки, когда спят?

Певчие птицы, как правило, невелики, но и не все они миниатюрны. И не всякая певчая птица издает красивые звуки. Однако у этих четырех с лишним тысяч видов, бесспорно, есть общая способность - умение сидеть на жердочке. Пальцы ног приспособлены к плотному захвату - будь то веточка, тростник или телефонные провода.

По способу захвата ветвей лапами певчие птицы относятся к насестным. Секрет сидения на насесте заключается в расположении пальцев. У певчих птиц четыре пальца, три из них смотрят вперед, а один, самый сильный, - назад. Когда птица садится на ветку, задний палец захватывает ее снизу, а сухожилия автоматически стягивают все пальцы в крепкий замок, так что упасть невозможно.

Певчие птицы могут схватиться лапами не только за ветку, но и за другие предметы. Ласточки, у которых маленькие и слабые ножки, предпочитают электрические провода. Луговой трупиал поет, сидя на заборе. Болотный короткоклювый крапивник балансирует на качающемся тростнике. У птиц, ходящих по земле, таких, как трясогузка и рогатый жаворонок, пальцы длиннее, а когти более прямые. У птиц, лазающих по коре деревьев, например поползней и американской пищухи, когти сильные и изогнутые. Цепкие лапы оляпки позволяют ходить под водой по скользким камням.

В XVI веке предки комнатных канареек были привезены в Европу с Канарских островов. Дикие птички не очень походили на сегодняшних домашних любимцев. У них была зеленоватая с более темными полосками спинка и желтовато-зеленое брюшко. Путем кропотливого искусственного отбора было получено большое разнообразие форм и окраски, включая всем знакомую ярко-желтую, «канареечную», а также причудливые породы с хохолками и воротничками.

В качестве комнатных птиц с канарейками соперничают различные мелкие вьюрки из Африки, Азии и Австралии, отличающиеся поразительным разнообразием оперения. Например, у зебровой амадины наряд темный. Очковые амадины, астрильды и воскоклювые ткачики щеголяют ярко-красными перьями, а в окраске гульдовой амадины сочетаются все основные цвета. Эти птицы никогда полностью не приручаются, и их радостные переливчатые песни слышны редко, зато жизнерадостности им не занимать. В неволе канарейки плохо себя чувствуют в одиночку, но если живут в клетке «компанией», то хорошо размножаются.